Эксперт: Это капкан на США, поставленный Владимиром Путиным
Корреспондент Польского радио Марек Бжезинский и эксперт Польского института международных дел Ярослав Чвек-Карпович об участии России в сирийском конфликте.
PAP/EPA/SERGEI CHIRIKOV
Вмешательство России в конфликт в Сирии, первые бомбардировки и опасения, что Россия не столько борется с Исламским государством, сколько помогает сирийскому лидера Башару аль-Асаду ликвидировать умеренную оппозицию стали главными событиями прошедшей недели и наверняка еще долгое время будут доминировать в информационном поле. Преобладали они и на встрече лидеров стран нормандской четверки в Париже. Встречу глав России, Украины, Германии и Франции, а также участие России в конфликте в Сирии комментируют корреспондент Польского радио в Париже Марек Бжезинский и эксперт Польского института международных дел Ярослав Чвек-Карпович. Вначале о том, что обсуждалось на встрече нормандской четверки.
Марек Бжезинский: Речь идет о некоторого рода торговле. Путин в определенный момент начал вмешательство в Сирии, чтобы отвлечь внимание от того, что он делает в Украине, от поддержки сепаратистов Россией. И это у него прекрасно получилось. Никто не обращает внимания на происходящее в восточной Украине. О Порошенко здесь говорили вполголоса, что он приехал. И это все. А встреча проходила в три этапа. Вначала полтора часа разговаривали Путин и Олланд, потом к ним приехала Ангела Меркель и все переговоры касались Сирии. Это сложная история, потому что Сирия - это место, где у России есть свои базы военного флота и это единственный российский порт в Средиземном море. Поэтому для России - это ценный союзник, особенно принимая во внимание то, что со времен Петра I Россия ведет агрессивную захватническую политику. Путин является ее наследником и реализатором. Башар аль-Асад - это один из самых важных союзников России в этом регионе. А кроме того, россияне панически боятся, что зараза джихада и исламизма разольется на кавказскую территорию России. Асад - это охранник России перед джихадом в глазах россиян. Они, конечно, забывают, что это убийца, у которого руки в крови невинных жертв, что он бомбил гражданское население. Сирия для Путина - разменная монета, которая может помочь ему решить украинский вопрос. И вот что еще важно. Российская экономика еле дышит из-за введенных санкций и понижения цен на нефть. Интервенция в Сирии стоит дорого. Нужно ожидать, что россияне уйдут из Украины, что политически будут поддерживать сепаратистов, но техника и профессиональные офицерские кадры будут переброшены на Ближний Восток.
Лидер курдской армии заявил, что происходящее в Сирии напоминает начало Третьей мировой войны. Что вы думаете по этому поводу?
Ярослав Чвек-Карпович: Такие утверждения уже появлялись во время российского вмешательства и поддержки сепаратистов в Украине. Украинские политики также сравнивали это с началом Третьей мировой. Такая риторика связана с тем, что локальные конфликты, в которые вмешиваются великие империи, могут изменить свою суть и стать глобальным конфликтом. Это типичный пример войны, когда империи начинают соревноваться друг с другом, используя чужие армии на территории не своей страны. В Сирии уж долгое время мы наблюдаем за вовлеченностью в конфликт США, антиисламской коалиции - видим доставки оружия, обучение военнослужащих, авиаоперации. Сейчас к игре присоединилась Россия, которая точно так же может поддерживать силы Асада. По-моему этот конфликт не превратится в глобальное противостояние, останется в региональном формате. Но для империй проблемой является то, как не допустить этап, когда, например, российские самолеты сбиваются техникой, которую противником Асада поставляют США. Существует риск серьезных напряженных моментов в международных отношениях. Однако следует отметить, что Владимир Путин, перед тем, как начать военную операцию провел переговоры с мировыми лидерами, чтобы избежать риска распространения локального конфликта. Стороны, участвующие в конфликте заинтересованы в том, чтобы придать этому конфликту международное значение и укрепить свою позицию.
По мнению некоторых комментаторов, США в год, когда у них проходят выборы, не хотят сильно входить в этот конфликт и предпочитают действовать руками России. Как вы видите будущее Сирии?
Ярослав Чвек-Карпович: С первой частью этого комментария я согласен. Заметно нежелание, с которым США и западные державы пытаются победить ИГИЛ. Но я бы не связывал этого с выборами. Наоборот - американские президенты под конец второго срока, когда им нечего терят, решаются на очень серьезные действия. В случае США - это вопрос стиля лидерства Барака Обамы. Он начал свое президентство с Нобелевской премии мира, боролся за мир без ядерного оружия, должен был стать из-за своего происхождения мостом между исламским и христианским миром. Конфликт в Сирии показывает то, что Обама не будет совершать смелых поступков в отношение Асада - ни тогда, когда тот использовал химическое оружие, ни сейчас. По моим ощущениям, западные государства борются с Исламским государством так, как будто не хотят его победить. Похоже на то, что они хотят, чтобы Исламское государство существовало, чтобы создавало угрозу для Асада, Ирана и Хезболлы, потому что ликвидация ИГИЛ-а укрепила бы позицию этих государств. Но я не согласен с тем, что США передали инициативу России. Это не так. Россия ограничила возможности Америки в этом регионе, она поддерживает противников США. Это огромный обман и капкан, поставленный Владимиром Путиным, который продав американцам тезис о том, что он будет их союзником, на самом деле поступает иначе. Путин обманул Обаму и может получиться так, что он будет показывать Западу, что Россия в любую минуту может начать конфликт, поддержать противника конфликта. Он будет торговаться и с Западом, и с Асадом.
статью прочитали: 1195 человек
Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь