Геншер и дело Ходорковского: Миссия "Свобода"
REUTERS/ The New Times/ Yevgenia Albat
"Берлин располагает каналами, которых нет у британцев и американцев": то, что критик Кремля Ходорковский вышел на свободу, произошло в значительной степени благодаря немецкой тайной дипломатии. Новые подробности показывают, как произошло изменение точки зрения российского президента Путина.
Москва - Десять лет провел в российских тюрьмах противник Кремля Михаил Ходорковский, а свои первые дни на свободе он проводит теперь в Берлине. Со своим старшим сыном Павлом он смог встретиться уже в субботу, также в Германию прибыли его родители из Москвы, чтобы наконец обнять своего сына.
"Самое важное теперь - это свобода, свобода, свобода", - так резюмировал Ходорковский свое душевное состояние журналу "The New Times". У него "невероятное ощущение" свободы: после своего неожиданного для наблюдателей помилования он вылетел в пятницу на частном самолете в германскую столицу.
Это стало возможным после многолетних закулисных переговоров. В центре миссии находился бывший германский министр иностранных дел Ганс-Дитрих Геншер. Именно Геншер встретил Ходорковского в пятницу в аэропорту Берлин-Шёнефельд.
Согласно "Frankfurter Allgemeiner Sonntagszeitung" (FAS), Геншер встречался с Путиным для личного разговора в июне 2012 года в Берлине на аэродроме в Тегель. Путин тогда совершил визит в Германию при вступлении в должность после своего переизбрания. Встреча прошла незамеченной общественностью.
Пилоты смогли прилететь в Москву без визы
В начале года Геншер встретился с Путиным по этому делу второй раз в Москве. Согласно "FAS", Геншер ожидал около двух месяцев назад, что Ходорковский сможет выйти на свободу. Геншер попросил в связи с этим хорошо знакомого ему предпринимателя Ульриха Беттерманна забрать Ходорковского из России на одном из его частных самолетов, если освобождение состоится. Согласно "FAS", администрация президента Путина разрешила по просьбе Геншера пилотам Беттерманна прилететь в Россию без визы.
Затем было прибытие в Берлин. На взлетно-посадочной полосе в Шёнефельд рядом с Ходорковским и Геншером находился Александр Рар, политолог и имеющий хорошие связи в Москве эксперт по России. Он был советником Геншера в предыдущие месяцы и теперь раскрывает подробности этой деликатной миссии, которая проходила по каналам между Германией и Россией.
Рар рассказал Spiegel Online, что Геншер обратился к нему два с половиной года назад. По просьбе адвокатов он занимался этим делом политически, сказал политик от СвДП (Свободная демократическая партия). "Он хотел добиться в беседах с российской стороной того, чего не добились другие, а именно освобождения Ходорковского", - сказал Рар.
Этот вопрос был строго конфиденциальным. "Я должен был дать ему свое честное слово, что никому не расскажу об этом".
"Триумф германской тайной дипломатии"
В операции принимали участие в том числе бывший министр иностранных дел Гидо Вестервелле и германский посол в Москве Ульрих Бранденбург. По словам Рара, Геншер в это время тесно общался с канцлером Ангелой Меркель.
Политолог определенно хвалит образ действий Геншера: "Он сработал блестяще. Было крайне важно то, что его многие встречи с российским руководством не стали достоянием гласности. Только так миссия смогла стать успешной". Освобождение Ходорковского стало также "триумфом германской тайной дипломатии". Оно показывает, что у Берлина в Москве есть свои каналы, которых нет у британцев или американцев.
Ходорковский поблагодарил в своем заявлении после освобождения своих многочисленных сторонников. "Моя особая благодарность господину Гансу-Дитриху Геншеру", - написал Ходорковский, - "за его личное участие в моей судьбе".
"Свобода, свобода, свобода"
Для многих наблюдателей помилование и освобождение стали неожиданностью - ведь в Москве в предыдущие месяцы даже высказывались предположения о новом процессе против бывшего нефтяного миллиардера.
Ходорковский и его деловой партнер Платон Лебедев были арестованы в 2003 году. В то время Ходорковский считался богатым предпринимателем с политическими амбициями - такая комбинация стала его злым роком. Сначала оба они находились в предварительном заключении, затем, в 2005 году, в различных колониях.
Во время двух судебных процессов они были осуждены за уклонение от уплаты налогов, отмывание денег и присвоение чужого имущества.
Ходорковский мог выйти из лагеря в Карелии только в августе 2014 года. Но в четверг президент России Путин неожиданно объявил, что он собирается помиловать своего политического противника.
Что будет теперь с Ходорковским? Он собирается рассказать о своих планах на будущее в воскресенье. По данным Кремля, у него есть право в любое время вернуться в Россию. Но шансы снова стать успешным у себя на родине для него почти никакие.
"Ему понадобятся дни и недели, чтобы перестроиться психологически", - говорит эксперт по России Рар. По его прибытию было видно, "что он, с одной стороны, все еще полон адреналина, а с другой, полностью переутомлен. Но он чувствует себя хорошо".
"Путин решает, кто отправится в тюрьму, а кто из нее выйдет"
В германской политике освобождение критика Кремля было воспринято очень позитивно. Министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер (СДПГ) сказал "FAS": "Я рад, что Михаил Ходорковский находится на свободе в Германии. Всем, кто в этом участвовал, моя благодарность". Другие политики также выразили радость по поводу освобождения Ходорковского, но были скептически настроены в отношении того, является ли помилование президентом Путиным признаком изменения курса российской политики.
Депутат от ХДС Андреас Шокенхофф сказал газете, что помилование не может заменить собой процесс в правовом государстве. Политик от "зеленых" Марилуизе Бек сказала: "При всей радости трудным в прошении о помиловании является то, что тот, кто взял человека в заложники, теперь получает благодарность за великодушие освобождения". Это оставляет неприятный осадок.
Отвечающий за внешнюю политику в СДПГ Рольф Мютцених сказал "FAS", что если освобождение Ходорковского представляет собой шанс улучшить отношения ЕС с Россией, то его нужно использовать. У России большие экономические проблемы и она настроена на сотрудничество. Депутат Гернот Эрлер (СДПГ) сказал, напротив: "Я не думаю, что освобождение Ходорковского является началом запланированной либерализации в России". Для Путина речь идет о выигрыше в плане имиджа перед Олимпийскими играми в Сочи. Штефан Либих, политик Левой партии, отвечающий за внешнюю политику, сказал газете, что он рад освобождению. "Но тем не менее есть впечатление, что это глава государства решает, кто отправится в тюрьму, а кто из нее выйдет".
beb/kgp/wal/dpa
статью прочитали: 6589 человек
Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь